Выставка «И виждь!»
Кураторские экскурсии проведут Янина Дубейковская, кандидат философских наук, основатель галереи "Я-А" и африканист искусствовед Таисия Константинова.
Онтология зримого
«И виждь» — не просто строчка, вырванная из поэмы Пушкина, а зов к пробуждению взгляда. Мы становимся свидетелями рождения нового видения, в котором зримое — это не только то, что доступно глазу, но прежде всего то, что открывается внутреннему зрению. Свет и цвет возникают из темноты как первоэлементы мира — в движении от небытия к бытию. В этом процессе художник становится проводником между мирами, а зритель — соучастником этого перехода.
Если обратиться к метафоре фотолаборатории: в тёмной комнате, где проявляется изображение, белое возникает не как нечто очевидное, а как результат «засвета» — встречного движения от не-видимого к зримому. Так и здесь: мы вглядываемся в тени, чтобы увидеть свет.
Экспозиция строится как переход — от глубины чёрного и монументальной тяжести базальтовых скульптур Боета Ньярири к свету и цвету живописи Муленги Мубанги. От плотности камня — к вибрации краски. От первичных форм к полифонии образов. И обратно — от эмоциональной свободы к устойчивым основаниям, от мечты — к фигуре Матери.
Способность видеть
Работы Боета и Муленги очерчивают маршрут: путь от зрения — к вИдению. От внешнего восприятия — к внутреннему переживанию. От формы — к смыслу. От скульптурной тишины — к живописному ритму. От сдержанной чуткости — к яркому многообразию. От одиночного жеста — к коллективному чувству.
Замбийский художник Муленга Мубанга работает с человеческой фигурой как с универсальным знаком. Через цвет, фактуру, жест он говорит о теле — ранимом и торжествующем, об уязвимости и энергии жизни. Его полотна отражают реальность: иногда напряжённую, иногда радостную, но всегда подвижную. Классические сюжеты в работах Муленги становятся поводом для разговора о настоящем, о сообществе, природе, боли и надежде.
Скульптуры Боета Ньярири — дают голос земле, традиции, роду. Базальт в руках скульптора — не просто материал, а носитель духа. Следуя традиции народа шона, Боет не формирует образ, а освобождает его изнутри. Его главные темы — материнство, забота, связь поколений — находят в камне ритуальную глубину. В этих скульптурах — тишина, в которой звучит сердце.
Виден ли тот, кто смотрит?
Вопрос видимости африканского искусства остаётся болезненным и принципиальным. Слишком часто оно оказывается на периферии институционального внимания или воспринимается как этнографическая редкость, как нечто «другое». Эта выставка говорит об ином: африканское искусство — не маргинальное и не декоративное. Оно современно, концептуально, полифонично. Оно говорит наравне, а не со стороны.
Видеть — значит признавать. Делать видимым — значит давать место и значение.
Галерея «Я–А» создана не как временная площадка, а как постоянное пространство африканского искусства — не объясняемого, не оправдываемого, не экзотизируемого. Оно здесь не как иллюстрация темы, не как вклад в чужой разговор, а как полноправный участник. Не дополнительное, не отдельное — центральное.
Мы не утверждаем «другой» взгляд. Мы настаиваем на том, что этот взгляд — уже есть. Он просто слишком долго оставался в слепой зоне. И если искусство — это всегда практика видения, то африканское искусство сегодня требует не столько быть увиденным, сколько быть признанным как видимое.
Заранее ознакомиться с работами, представленными на выставке можно онлайн
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.