Выставка «И виждь!»
Кураторские экскурсии проведут Янина Дубейковская, кандидат философских наук, основатель галереи "Я-А" и африканист искусствовед Таисия Константинова.
Онтология зримого
«И виждь» — не просто строчка, вырванная из поэмы Пушкина, а зов к пробуждению взгляда. Мы становимся свидетелями рождения нового видения, в котором зримое — это не только то, что доступно глазу, но прежде всего то, что открывается внутреннему зрению. Свет и цвет возникают из темноты как первоэлементы мира — в движении от небытия к бытию. В этом процессе художник становится проводником между мирами, а зритель — соучастником этого перехода.
Если обратиться к метафоре фотолаборатории: в тёмной комнате, где проявляется изображение, белое возникает не как нечто очевидное, а как результат «засвета» — встречного движения от не-видимого к зримому. Так и здесь: мы вглядываемся в тени, чтобы увидеть свет.
Экспозиция строится как переход — от глубины чёрного и монументальной тяжести базальтовых скульптур Боета Ньярири к свету и цвету живописи Муленги Мубанги. От плотности камня — к вибрации краски. От первичных форм к полифонии образов. И обратно — от эмоциональной свободы к устойчивым основаниям, от мечты — к фигуре Матери.
Способность видеть
Работы Боета и Муленги очерчивают маршрут: путь от зрения — к вИдению. От внешнего восприятия — к внутреннему переживанию. От формы — к смыслу. От скульптурной тишины — к живописному ритму. От сдержанной чуткости — к яркому многообразию. От одиночного жеста — к коллективному чувству.
Замбийский художник Муленга Мубанга работает с человеческой фигурой как с универсальным знаком. Через цвет, фактуру, жест он говорит о теле — ранимом и торжествующем, об уязвимости и энергии жизни. Его полотна отражают реальность: иногда напряжённую, иногда радостную, но всегда подвижную. Классические сюжеты в работах Муленги становятся поводом для разговора о настоящем, о сообществе, природе, боли и надежде.
Скульптуры Боета Ньярири — дают голос земле, традиции, роду. Базальт в руках скульптора — не просто материал, а носитель духа. Следуя традиции народа шона, Боет не формирует образ, а освобождает его изнутри. Его главные темы — материнство, забота, связь поколений — находят в камне ритуальную глубину. В этих скульптурах — тишина, в которой звучит сердце.
Виден ли тот, кто смотрит?
Вопрос видимости африканского искусства остаётся болезненным и принципиальным. Слишком часто оно оказывается на периферии институционального внимания или воспринимается как этнографическая редкость, как нечто «другое». Эта выставка говорит об ином: африканское искусство — не маргинальное и не декоративное. Оно современно, концептуально, полифонично. Оно говорит наравне, а не со стороны.
Видеть — значит признавать. Делать видимым — значит давать место и значение.
Галерея «Я–А» создана не как временная площадка, а как постоянное пространство африканского искусства — не объясняемого, не оправдываемого, не экзотизируемого. Оно здесь не как иллюстрация темы, не как вклад в чужой разговор, а как полноправный участник. Не дополнительное, не отдельное — центральное.
Мы не утверждаем «другой» взгляд. Мы настаиваем на том, что этот взгляд — уже есть. Он просто слишком долго оставался в слепой зоне. И если искусство — это всегда практика видения, то африканское искусство сегодня требует не столько быть увиденным, сколько быть признанным как видимое.
Заранее ознакомиться с работами, представленными на выставке можно онлайн
Москва
Кузнецкий мост 6/3, стр 3
Показать на карте
Уже есть билет
Восстановить
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.